НА ВОСТОЧНОЙ ОКРАИНЕ СТАРОЙ МОСКВЫ. Рогожская ямская слобода и Спасо-Андронников монастырь.

Улица Сергия Радонежского, бывшая Тулинская, до 1920-х годов Воронья, в наши дни. Вид от площади Рогожской заставы. (Фото из открытых источников.)

В позднем средневековье (конец XVI – начало XVIII в.в.) внешней границей Москвы являлись укрепления Земляного города (или Скородома), по линии которых впоследствии прошло Садовое кольцо. Но к середине XVIII в. пригородные московские слободы были охвачены новой линией земляного вала. В отличие от более ранних московских укреплений этот вал уже не имел военного предназначения, а служил таможенной границей Москвы для контроля ввоза товаров и обложения их внутренними пошлинами. С наружной стороны насыпи был ров, а с внутренней — проезд, где периодически проезжали патрули конных стражников. Периметр кольца составил 32 км. На валу располагались 18 застав, названных по именам проходивших через них дорог.

Валы и заставы по периметру города были построены Камер-коллегией, отвечавшей за казённые сборы. Посему и весь комплекс сооружений получил наименование Камер-Коллежского вала. С конца XVIII века Камер-Коллежский вал являлся фактической, а с 1806 года и официальной полицейской границей города.

Городская застава. Акварель начала XIX в.

В середине XIX в. заставы были ликвидированы и валы за ненадобностью были срыты. Память о них сохранилась в цепочке Валовых улиц, и площадей на месте бывших застав, которые по сей день так называют «заставами». Вплоть до 1930-х годов административные границы Москвы, уже далеко перешагнувшей своими рабочими предместьями Валовые улицы, оставались в пределах Камер-Коллежского вала. И именно поэтому когда мы говорим Старая Москва, мы имеем в виду Москву в границах Камер-Коллежского вала.

В самой восточной части Москвы XVIII в. охваченной Камер-Коллежским валом располагалась Рогожская ямская слобода. Слобода эта возникла в конце XVI века, когда в местности «Рогожка» стали селиться ямщики, занимавшиеся «ямской гоньбой» (доставкой государевой почты) и перевозками товаров из Москвы в село Старый Рогожский ям, где меняли лошадей, а далее во Владимир и Нижний Новгород. Позднее это село стали называть Рогожь, а в XIX в. оно стало подмосковным городом Богородском. В настоящее время это город Ногинск Московской области. Но память о древнем селе сохранилась и в названии Рогожской ямской слободы, и Рогожской заставы Камер-Коллежского вала.

Рогожская застава была одной из самых больших. В прежние времена от Рогожской заставы расходилось три дороги: Носовиха, проходившая через Перово и Носовиху в Павловский Посад, Коломенка, которая шла через Люберцы и Бронницы до Коломны и дальше на Рязань, и наконец здесь начинался Владимирский тракт, знаменитая Владимирка, по сути главная восточная дорога Империи, которая вела из Москвы в Поволжье, и далее на Урал и в Сибирь. Особое значение Рогожская застава приобрела в первой половине XIX в. в связи с Макарьевскими, а позднее Нижегородскими ярмарками. До появления железной дороги, гужевые перевозки на эти ярмарки были для рогожских ямщиков настоящим «Клондайком», что резко повысило уровень их благосостояния и привело к массовому каменному строительству в Рогожской слободе. Помимо частных ямщицких и купеческих домовладений здесь стали появляться постоялые дворы, трактиры, мастерские и множество торговых помещений. Возле Рогожской заставы возникло два рынка. А на обширной площади перед нею со стороны города тогда размещался важнейший для ямщиков сенной торг. Посему соседнюю с заставой площадь стали называть Рогожской Сенной. Сейчас обе площади слились в одну и потерялись – исчезли в транспортной развязке.

Рынок у Рогожской заставы. Фото начала XX в.

Несмотря на свое весьма тяжелое техническое состояние, колоритная историческая среда Рогожской ямской слободы, в значительной мере, еще сохранялась до начала 1980-х годов. Особенно выразительной была внутриквартальная среда, кое-где даже сохранявшая деревянные галереи и крыльца. Пластически это пространство было даже богаче главных фасадов слободских домов, архитектура которых демонстрировала крепкий средний уровень рядовой застройки. Но в 1983 г. властями было принято решение о строительстве на месте Рогожской ямской слободы нового многоэтажного района для рабочих только что реконструированного завода «Серп и молот». В результате от Рогожской ямской слободы сохранилось лишь две цепочки исторических фасадов, которые образуют фронт застройки ныне пешеходной Школьной (бывшей 1-й Рогожской) улицы.

Пешеходная Школьная (бывшая 1-я Рогожская) улица сегодня.

С противоположной от Рогожской заставы стороны Школьную улицу замыкает примечательный комплекс зданий центрального офиса Сбербанка Москвы, возведенный в 1990-е годы. На сегодня эти сооружения уже тоже являются своего рода знаками недавнего времени. Своим северным фасадом банковский комплекс выходит на Андроньевскую площадь, от исторической застройки которой сохранился величественный храм Сергия в Рогожской — видный образец московского ампира.

Церковь Сергия в Рогожской слободе.

А за примыкающим с северной стороны к площади сквером находится одна из архитектурно-художественных жемчужин Москвы ансамбль Спасо-Андрониевского монастыря, иноком которого был великий русский иконописец Андрей Рублев, и собор которого является самым древним зданием Москвы.

Спасо-Андрониевский монастырь.

В ходе нашей экскурсии мы расскажем об истории Рогожской ямской слободы и о драматических перипетиях, имевших место в ходе реконструкции сохраненных строений Школьной улицы и при возведении комплекса Сбербанка Москвы. А завершим мы нашу экскурсию рассказом о, не имеющей аналогов в мировой практике, реставрации Спасского собора Андроникова монастыря, которая вернула из небытия его уникальный архитектурный облик, и о том особом месте, которое это сооружение занимает в истории русского зодчества.

Спасский собор Анрониевского монастыря. Начало XV в.

На данный момент нет запланированных экскурсий по этому маршруту.

Хочу получать анонсы экскурсий!

Добавить отзыв