В категориях современного искусствоведения романское искусство средневековой Европы можно было бы определить, как художественный примитив. Так часто обозначают творчество самородков из народной глубинки. Но сам по себе этот термин подразумевает сопоставление чего-то «примитивного» с чем-то «не примитивным». В случае с романским искусством такого сопоставления не может быть в принципе, поскольку эта художественная культура была единственной и всеобъемлющей формой творческого выражения мастеров христианской Западной Европы в XI-XII веках, независимо от их этнической принадлежности.
Романское искусство удивительно цельно. В нем нет внутренней конфликтности и рефлексии. Оно совершенно чуждо какой-либо болезненной надломленности. При том, что мир, в котором оно создавалось, был суров до жестокости. Это был мир, где жизнь протекала на грани выживания. И тем не менее это был мир, который люди воспринимали как Божье творение и принимали его как дар. В этом мире не было инакомыслия и инквизиции. (Инквизиция возникла позднее, в эпоху готики.) В этом мире творчество воспринималось как радостное служение Господу. Оно было полно чистоты, наивности и искренности. Как творчество детей.
Архитектура, по своей природе, синтезирует в себе все виды искусств, в первую очередь искусства пластические. Поэтому именно архитектура дает нам наиболее полное представление о художественной культуре той или иной эпохи, позволяет наиболее цельно ее ощутить. Но помимо этого, и это самое важное, архитектура актуализирует художественное творчество давно ушедших времен, делает его частью современного мира. Так творения европейских зодчих XI-XII веков делают романское искусство, с его открытым, светлым и радостным мировосприятием (чего так не достает культуре наших дней), частью нашего сегодняшнего бытия.
Наследие романской архитектуры в Западной Европе богато и разнообразно. Но в этом разнообразии особое место занимает круг памятников, сохранившихся до наших дней во французской провинции Бургонь (Бургундия). Именно здесь находилось крупнейшее во всем западном христианстве бенедиктинское аббатство Клюни, к сожалению, практически полностью разрушенное в годы французской революции. В XII веке его грандиозная базилика стала архитектурным эталоном для всей средневековой Европы. Естественно, что сохранившиеся до наших дней творения романской архитектуры Бургони в наибольшей степени несут на себе черты этого эталона. Это делает их особо значимыми для всей мировой культуры.
Мы поделимся с вами собственными впечатлениями от исторических городов и романских аббатств Бургони, которые нам довелось посетить в 2013 г.