ДЕТСТВО ЕВРОПЫ. Шедевры романской архитектуры французской провинции Овернь. Лекция

В категориях современного искусствоведения романское искусство средневековой Европы можно было бы определить как художественный примитив. Так часто обозначают творчество самородков из народной глубинки. Но сам по себе этот термин подразумевает сопоставление чего-то «примитивного» с чем-то «не примитивным». В случае с романским искусством такого сопоставления не может быть в принципе, поскольку эта художественная культура была единственной и всеобъемлющей формой творческого выражения мастеров христианской Западной Европы в XI-XII веках, независимо от их этнической принадлежности.

Романское искусство удивительно цельно. В нем нет внутренней конфликтности и рефлексии. Оно совершенно чуждо какой-либо болезненной надломленности. При том, что мир, в котором оно создавалось, был суров до жестокости. Это был мир, где жизнь протекала на грани выживания. И тем не менее это был мир, который люди воспринимали как Божье творение и принимали его как дар. В этом мире не было инакомыслия и инквизиции. (Инквизиция возникла позднее, в эпоху готики.) В этом мире творчество воспринималось как радостное служение Господу. Оно было полно чистоты, наивности и искренности. Как творчество детей.

Архитектура, по своей природе, синтезирует в себе все виды искусств, в первую очередь искусства пластические. Поэтому именно архитектура дает нам наиболее полное представление о художественной культуре той или иной эпохи, позволяет наиболее цельно ее ощутить. Но помимо этого, и это самое важное, архитектура актуализирует художественное творчество давно ушедших времен, делает его частью современного мира. Так творения европейских зодчих XI-XII веков делают романское искусство, с его открытым, светлым и радостным мировосприятием (чего так не достает культуре наших дней), частью нашего сегодняшнего бытия.

Наследие романской архитектуры в Западной Европе богато и разнообразно. Но в этом разнообразии особое место занимает круг памятников, сохранившихся до наших дней во французской провинции Овернь. Это одна их центральных провинций Франции, большую часть которой занимает, так называемый, Массив Централь, — древние вулканические горы и плоскогорья, поросшие густыми хвойными лесами и прорезанные глубокими каньонами. Овернь – один из наиболее живописных регионов Франции. Одновременно Овернь богата памятниками истории и культуры, среди которых особо выделяются ее романские базилики. Эти сооружения объединяет не только близость местоположения, но и общность композиционных, стилистических и пластических приемов формообразования, что позволяет говорить о существовании в XII в. особой Оверньской школы зодчества. По общеевропейским меркам эта школа демонстрирует высочайшие образцы мастерства и профессионализма. Но удивительно то, что она очень мало известна не только широкой публике, но и в кругу специалистов.

Мы постараемся исправить эту культурологическую несправедливость и поделимся с вами собственными впечатлениями от романских базилик Оверни, которые нам довелось посетить в 2013 г.

На данный момент нет запланированных экскурсий по этому маршруту.

Хочу получать анонсы экскурсий!

Добавить отзыв